Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) завершил внедрение модернизированного программного обеспечения, позволяющего вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в электронном виде. Новые правила ведения ЕГРП, которые в том числе предусматривают его ведение в электронном виде, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 № 765 и вступили в силу с 1 января 2015 года. Переход на ведение ЕГРП в электронном виде осуществлен во всех территориальных органах Росреестра и уполномоченных органах по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Ведение ЕГРП в электронном виде является важным этапом подготовки к проведению электронной регистрации прав на недвижимость, которую в соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» планируется осуществлять с марта 2015 года. Таким образом, все основные государственные услуги Росреестра будут оказываться в электронном виде. В настоящее время уже оказывается в электронном виде три из четырех базовых услуг Росреестра: постановка на государственный кадастровый учет недвижимого имущества, выдача сведений из ЕГРП и ГКН.
В новых правилах ведения ЕГРП уточнен состав сведений, подлежащих внесению в ЕГРП, исключено дублирование сведений об объектах недвижимости и их правообладателях, содержащихся в иных базовых государственных информационных ресурсах, что в том числе позволяет реализовывать норму Закона о регистрации о том, что сведения о характеристиках объекта недвижимого имущества, содержащиеся в ГКН, считаются сведениями ЕГРП.
Для реализации требований новых правил ведения ЕГРП Росреестром выполнен ряд мероприятий. Работы проведены ведомством в предельно сжатые сроки – в праздничные дни с 1 по 12 января 2015 года.
В частности, Росреестром разработаны новая структура баз данных, обеспечивающая формирование ЕГРП в соответствии с новыми правилами, компоненты для обеспечения ведения ЕГРП в электронном виде и программное обеспечение для автоматизированной конвертации существующих данных ЕГРП в новую структуру.
В настоящее время в территориальных органах Росреестра и уполномоченных органах по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым и города Севастополя функционирует 1800 баз данных, содержащих сведения ЕГРП. Росреестр ежегодно регистрирует более 25 млн прав, сделок, ограничений и обременений на недвижимое имущество. ЕГРП содержит сведения о порядка 140 млн прав, сделок, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
Кроме того, для ведения ЕГРП по новым правилам Росреестр разработал форматы представления в электронном виде записей ЕГРП, свидетельств о государственной регистрации прав собственности и документов, направляемых заявителю в процессе осуществления государственной регистрации, а также механизмы заверения реестровых записей в электронном виде простой электронной подписью в соответствии с требованиями новых правил ведения ЕГРП.
Игорь Васильев, руководитель Росреестра: «Ведение ЕГРП по новым правилам является необходимым условием для начала оказания услуги по электронной регистрации прав на недвижимость. Таким образом, граждане и представители бизнеса смогут получать в электронном виде все основные услуги Росреестра. Это удобно для заявителей, экономит их время, позволяет минимизировать бумажный документооборот при получении услуг»